Как долго следует учиться? Или тренерский миф про 21 день

Довольно часто от тренеров разного толка можно услышать о том, что для формирования навыка требуется ровно три недели. Так ли это? И о чём традиционно умалчивают, а то и вовсе не знают?

Как долго следует учиться? Или тренерский миф про 21 день

Я намедни переписывался с одной своей замечательной знакомой, которая собирается вести продолжительный (шутка ли – 10 недель!) тренинг «Выпрямитель». Она задала мне вопрос про довольно широко известную байку, что якобы на формирование навыка уходит 21 день. Мол, есть эксперимент с американскими астронавтами и всё такое. В то же время по её наблюдениям многие «срываются» именно на 28-30 день. Любопытно, не правда ли?

Многие считают, что эксперименты с астронавтами — заведомо очень высокомотивированными людьми — расскажут им о том, как пойдут дела у людей самых обычных

Для начала – сама байка. Проводили эксперимент с американскими астронавтами: надевали им очки с переворачивающими призмами (так, что они всё вокруг себя видели вверх ногами), и бедняги ходили так круглосуточно. Первое время они постоянно спотыкались, натыкались на предметы, плохо координировали движения… Но проходило некоторое время, в пределах 10-ти дней – и, о чудо, они научались ориентироваться в пространстве так ловко и естественно, будто никаких очков и не было!

Вот так выглядят очки, которые переворачивают изображение слева направо сверху вниз. Удивительно, но человек к этому вполне может приспособиться за не такое уж длительное время!

Вот так выглядят очки, которые переворачивают изображение слева направо сверху вниз. Удивительно, но человек к этому вполне может приспособиться за не такое уж длительное время!

Дальше – интереснее. Некоторые из них сняли очки дней через десять или четырнадцать, а другие – «досидели» три недели. Как очки сняли – голова поболела, некоторое время координация была нарушена (всё снова казалось перевёрнутым), но всё более-менее быстро вернулось на круги своя. И – через некоторое время им предложили повторить эксперимент. Так вот: те, кто отходил три недели в тех очках, адаптировались к ним же снова за считанные часы, а те, кто ограничился неделей-двумя, снова будто бы заново мучительно овладевал координацией в «перевёрнутом» пространстве.

Рассказывая эту байку, тренера обычно подразумевают: мол, три недели – минимальный срок для формирования навыка. Только вот…

Ага, проверено опытом: в конце четвёртой недели люди часто «срываются».

А бизнес-тренерам это как-то даже выгодно. Вот сами посудите: проводят они, например, трёхнедельный тренинг по «самодисциплине» или ещё какому-нибудь самовыжиманию (тут прямо анекдот вспомнился: «Ну кисонька! Ну лапочка! Ну ещё капельку!» — ворковал некромант, выжимая кровь из котёнка) продолжительностью ровно в три недели. Типа – выработается и закрепится.

Суть тренингов таких проста – делать много, делать жёстко, делать поперёк своей лени. И за время тренинга человек столько всего переделает, что… Тренинг кончился – и он через некоторое время пластом лежит. Но потом, вспоминая «героические» свои деяния идёт на следующий такой же тренинг.

И – у таких тренеров появляется «постоянная» клиентура.

Тренерам хорошо, а вот нам с вами – как-то не очень…

Но что же с этим делать и как обстоят дела в действительности?

 

Для начала – обсудим этих самых астронавтов чуть подробнее.

Почему эксперимент с астронавтами, каким бы «железобетонным» он ни был, не годится для выявления закономерностей при обучении?

А вот давайте подумаем, чем астронавты (космонавты) отличаются от «обычных» людей.
Ну, по большому счёту – ничем. Только вот есть одна загвоздка: они непрерывно, неустанно чему-то учатся. Особенно если это наши, российские, космонавты. Я хорошо помню экскурсии в Звёздный Городок под Москвой, где нам рассказывали про их программы тренировок. Суть в том, что космонавт на орбите должен уметь ВСЁ. Знать все бортовые системы, разбираться в возможных неисправностях, уметь чинить всё оборудование… У американцев ситуация попроще, ибо большой размер экипажей «Шаттлов» допускал специализацию участников, однако же и у них астронавты – интеллектуальная элита, без этого никак.

И вот давайте я честно, в лоб, задам такой вопрос: как думаете, у кого скорость обучения больше – у обычного представителя «офисного планктона», на которых ориентированы бизнес-тренинги, или же у постоянно обучающегося покорителя космоса?

Мне кажется, ответ очевиден.

Возможно, конкретно у Вас скорость обучения и формирования навыков и не хуже, чем у космонавтов – но много ли таких людей вообще?

Впрочем, даже это – лишь часть ответа. На самом деле там ещё хлеще.

 

Каюсь, грешен – я сам в своё время рассказывал про 21 день как один из критических сроков. Что ж, по крайней мере я упоминал, что «сформировать навык» и «сформировать навык регулярно реализовывать другой сформированный навык» — это две разные вещи, так что срок надо удваивать. То есть научиться что-то делать – это одно, а научиться это делать регулярно, тем паче ежедневно – совсем другое. Так что…

Как правило, когда мы чему-то учимся, мы занимаемся этим от силы полчаса-час в день. А то и вовсе несколько минут (если речь, скажем, о планировании или утренней гимнастике). И в то же время ждём, что через три недели всё волшебным образом улучшится…

Давайте ещё раз вспомним про астронавтов: сколько часов в день они ходили в переворачивающих очках? Полчаса? Час? Может, целых полтора или даже два часа?
Не-не-не!

Они ходили в них НЕПРЕРЫВНО! Все 24 часа в сутки! Кажется, даже на ночь не снимали, чтобы не срывать адаптацию.

Теперь ещё один вопрос, который я оставлю без ответа: как думаете, кто быстрее получит результат в обучении: тот, кто учится круглосуточно (за вычетом сна – хотя, впрочем, при таком режиме обучение даже во сне будет происходить…), или же тот, кто уделяет обучению часик-другой в день?

А ведь многим из нас даже час в день найти «сложно» (в смысле, слишком много соблазнительных отговорок возникает, чего уж греха таить…).

Так стоит ли за три недели ждать устойчивого результата, как у космонавтов?
Ну, если вы занимаетесь часов шесть-восемь в день – почему бы и нет. Но если минут пятнадцать – то… Будь вы скаковой лошадью, я бы на вас точно не поставил, пошёл бы искать «космонавта».

 

Итак, я поведал вам, почему нельзя экстраполировать результаты эксперимента с астронавтами, ходившими в переворачивающих очках, на обычных людей.

Увы, рассказы про «закрепление навыка за 21 день» — это скорее тренерский миф, нежели реальность. Разве что вы занимаетесь чем-то практически круглосуточно и непрерывно.
Однако всё не так уж плохо.

Реальные сроки формирования навыков и привычек хоть и больше 21-го дня, но отнюдь не исчисляются годами и десятилетиями.

В этой статье я приведу несколько цифр, которые взяты из древней йоги и современной нейрофизиологии.

В кундалини-йоге комплексы упражнений (а там они есть самые разные – и на «открытие чакр», и на «повышение удачи», и даже не «привлечение денег») следует делать не менее 40-ка дней для получения эффекта. А для лучшего закрепления эффекта – 90 или вовсе 120 дней.

Кстати, 40-кадневный срок вам ничего не напоминает, а? Ну ладно, не буду грузить вас намёками.

А в современной нейрофизиологии известно, что время формирования коллатерали нейрона – 40-45 дней, а время, требующееся на формирование новых нейронов – 3-4 месяца. Пояснение: под коллатералью нейрона имеется ввиду разветвлённая структура его отростков, обеспечивающая обработку информации. А новые нейроны в мозгу человека образуются (да-да, образутся! Забудьте про «нервные клетки не восстанавливаются»!) в ответ на повреждение мозга (скажем, черепно-мозговая травма или инсульт) или же очень интенсивное обучение.

"Сформировать коллатераль" для нейрона - это сформировать ещё один разветвлённый отросток (дендрит), соединяющий нейрон со множеством других. И да, новые нейроны тоже могут восстанавливаться!

«Сформировать коллатераль» для нейрона — это сформировать ещё один разветвлённый отросток (дендрит), соединяющий нейрон со множеством других. И да, новые нейроны тоже могут восстанавливаться!

Итак: 40 дней (минимум по йоге, или сформированная коллатераль нейрона в рамках нейрофизиологии) – это навык, сформированный надолго и весьма прочно. А 3-4 месяца (90 или 120 дней) – это уже новые нейроны, приспособившиеся конкретно под эту задачу – то есть, считай, усвоение навыка на всю жизнь.

Вот вам и практическое руководство. Замечу, что эти сроки будут актуальны в первую очередь для ежедневных занятий, занимающих мало времени (меньше 40-ка минут). И чем короче занятие – тем критичнее ежедневность. Чем занятие массированнее и продолжительнее – тем больше вероятность, что перерыв в 1-2 дня погоды не сделает. Именно поэтому спортивные тренировки вполне логично проводить 2-3 раза в неделю.

На этом пока всё. До скорого!

2 комментария

  • Виктор

    Я полагаю, что пример с космонавтами — чистой воды вымысел, так как я в детстве пробовал перевернутые линзы и перекодирование восприятия происходило в течении десятков секунд.
    Что касается сроков формирования нейронных сетей на долговременной основе, то они в сильной степени зависят от индивидуальных особенностей нейрофизиологии.

    Ответить
    • Pavel Grigal

      Не думаю, что эксперимент — такой уж вымысел. Хотя вполне возможно, что многие данные про него искажены.
      Сравнивать реакции взрослого и ребёнка не стоит, так как у детей пластичность мозга в принципе на порядок выше, чем у взрослого. Запас «лишних» нейронов настолько велик, что если вдруг ребёнку до шести (а порой и позже) лет из-за травмы или болезни удалят кору одного из полушарий (гемисферэктомия), из него вполне вырастает адекватный взрослый. Кроме того, у взрослых многие «привычные» вещи физиологически куда сильнее фиксированы (клеток меньше, экономия больше), чем у детей — отсюда большая разница в скоростях.
      Сроки, конечно, зависят от индивидуальных особенностей (витамины, питание, генетика — всё это влияет, конечно же), однако и результатами исследований (цифры взяты из серьёзного учебника) тоже пренебрегать неразумно.
      Для справки: история про космонавтов — расхожая байка в интернете, а данные по формированию нейронных сетей взяты из книги С.В. Савельева.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *