Если только мы забудем…

Что будет, если слишком сильно пытаться забыть? «Выкинуть» из головы всё неприятное и постыдное, что так больно вспоминать? Разве не станет жизнь от этого лучше?
Увы, нет. А если нам и покажется, что мы успешно от чего-то убежали — это всего лишь временное облегчение, являющееся к тому же очень опасной ловушкой…Новая статья: «Если только мы забудем» — как раз о том, что очень даже может вытечь из стремления активно «редактировать» свои воспоминания.

Если только мы забудем…

Наша память — кладезь нашего опыта. И она же — склад наших неудач, постыдных поступков, болезненных эпизодов нашей жизни и всего, с чем мы там или иначе не справились. И порой боль, связанная с какими-то фрагментами прошлого, столь сильна, что вызывает у человека неимоверно сильное желание забыть — сильное настолько, что некоторые целенаправленно ищут препараты для подавления памяти или даже пытаются найти нейрохирургов, которые могли бы ослабить их страдания, вырезав какой-то фрагмент мозга (если что — это не мои придумки, я реально общался с людьми, имевшими подобные желания).

У каждого из нас наверняка есть что-то в прошлом, что хотелось бы вычеркнуть из жизни, чтобы этого никогда не было. Ну или хотя бы забыть (и в идеале — чтобы остальные забыли это тоже).


Бывает, я играю в компьютерные игры. Предпочитаю обычно такие, в которых есть сюжет — история, красиво и интерактивно рассказываемая в процессе.

И недавно после весьма длительного перерыва мне попалась очень любопытная вещь. Как игра она местами, скажем так, вызывает вопросы, но с точки зрения истории очень мне понравилась.

На этом месте я вас предупрежу: друзья мои, в тексте статьи ниже будет изрядно спойлеров. То есть если вы, скажем, сами собираетесь поиграть в Remember me — лучше отложите эту статью на некоторое время. тем более что игра проходится часов за десять-двенадцать (то есть даже в весьма неторопливом темпе — от силы неделя, если играть в среднем полтора часа в день, а в более концентрированном режиме — три-четыре вечера).

Ещё отмечу, что в качестве иллюстраций к статье я использовал картинки, найденные в интернете по запросам, содержащим название игры. На авторство оных я ни в коем случае не претендую.

Что ж, я вас предупредил. Так что — поехали.

rm1

Итак, в меру отдалённое и не то чтобы светлое будущее.

Основное достижение науки и технологии, изменившее привычный нам мир и вокруг которого и крутится сюжет — технология работы с воспоминаниями. Люди могут передавать свои воспоминания своим друзьям и знакомым, могут обмениваться фрагментами памяти и чувствами, могут сдавать воспоминания на хранение — чтобы никогда не забыть то, что им дорого (т.е. можно скопировать свои воспоминания на внешний «жёсткий диск»).

Представьте — двое влюблённых обмениваются фрагментами памяти из своего прошлого, где они вместе переживают сильное и возвышенное чувство любви. Воспоминания девушки со всеми нюансами оных, со всем богатством оттенков и прочими деталями, как наяву проживаются молодым человеком — и то же самое в обратную сторону. Двое влюблённых начинают чувствовать и понимать друг друга ещё сильнее и их связь становится ещё более гармоничной, целостной и сильной.

Красиво, не правда ли?

При разумном использовании такая технология становится очень полезной для взаимопонимания — вместо того, чтобы мучительно искать слова, человек просто передаёт другому часть своей памяти, и тот, другой, непосредственно проживает всё, что хочет сказать первый.

А какой простор для любителей поностальгировать! Скажем, умер кто-то из близких — но память о нём осталась, и даже можно практически прожить её заново, будто бы дорогой вам человек ещё жив.

Перспективы действительно волнующие. Но, думаю, некоторые из вас уже насторожились — мол, память памятью, а как же реальная жизнь и, скажем, развитие чуткости и других наших качеств, важных для взаимопонимания?

Однако же продолжим про практические применения технологии работы с памятью.
Ключевой момент, вокруг которого крутится сюжет игры — это возможность изъятия болезненных воспоминаний. Именно тех, о которых я писал в самом начале статьи — воспоминаний, само существование которых чревато изрядной болью.

На этом месте проявляется одно из важнейших умолчаний мира игры, которое заставит нас в дальнейшем провести параллели с реальностью: воспоминания почему-то неуничтожимы. Их можно изъять у человека, но в силу каких-то причин уничтожить — нельзя. При этом можно скопировать (скажем, воры памяти могут «посмотреть» в память другого человека, чтобы достать нужные коды безопасности или маршруты охраны) или даже имплантировать другому человеку (такой момент в игре тоже рассматривается — один из злодеев внедряет фрагменты своей личности лепырям, речь о которых пойдёт чуть позже, создавая из них свою персональную армию). Так или иначе, исчезнуть память может разве что вследствие физического исчезновения своего носителя — человека или специального сервера, хранящего в себе данные.

Правда, при этом воспоминания можно редактировать — меняя незначительные детали, провоцировать людей на масштабные сдвиги мировоззрения. Примерно как у Азимова в «Конце вечности» — изменили в воспоминаниях положение какой-то вещи, человек (в памяти, разумеется) до неё не дотянулся — и начал думать, что что-то там не получилось или, наоборот, получилось — то есть пошло совсем не так, как было в реальности. Скажем, поменяли детали автокатастрофы, в которую попала глава корпорации 20 лет назад — и вот она уже не обвиняет в этой катастрофе весь мир, а берёт ответственность на себя — и, как результат, в настоящем отменяет жестокий и бесчеловечный проект, который до этого был одной из основных её целей.

Понятно, что у такой идеи есть множество слабых мест — но, согласитесь, в чём-то это красиво, не правда ли?

Кстати, в мире игры претерпевает коренные изменения и идея наказаний. Преступников не просто закрывают в тюрьме, их ещё на срок заключения лишают памяти. Даже не так — «конфискуют» их память. Бррр… Жуть? Не-е-е, настоящая жуть впереди.

Жуть — в том, что злоупотребления редактированием памяти вполне могут довести человека до весьма неприглядного состояния. Начиная от «благообразных» нейродегенеративных расстройств (вроде болезни Альцгеймера, хотя в мире игры используются другие термины) и вплоть до превращения в зомбиподобных лепырей (тот же упырь, только с артиклем le, ибо действие происходит в Новопариже — Париже будущего). У лепырей сохраняется человеческая речь и некое подобие интеллекта, но полностью разрушена личность. Живут они, сбиваясь в стаи и нападая на нормальных людей — там, где могут прорваться из своих трущоб.

Лепыри — наглядная иллюстрация того, что происходит с человеком, который отвергает свою правду и лишается своей памяти, а вслед за ней — и личности. Поскольку большинство лепырей получаются из лишённых памяти преступников (и выясняется, что вернуть память на место после такого не всегда реально — видать, повреждения мозга всё-таки оказываются слишком серьёзными), их просто скидывают в трущобы и там забывают. Внешне это — те же люди, только худощавые (а вы попробуйте отъесться на трущобных харчах) и очень агрессивные. Несмотря на это, им не чуждо сострадание — они встречают таких же, как они, относительно дружелюбно и даже помогают им влиться в стаю (или банду?), но при всём это они безжалостны к тем, кто сохранил свою личность и в силу этого выглядит (по крайней мере, для них) здоровым и благополучным.

rm2

Но лепыри — это ещё не самое мерзостное, что возникло в результате игр с памятью.
Давайте вернёмся на несколько пунктов раньше и вспомним одну из ключевых целей применения технологии: терапию. Терапию, осуществляющуюся через изъятие (и, порой, редактирование — но это намного реже) болезненных воспоминаний.
Так вот: все эти воспоминания собираются в одном месте — огромном компьютере, точнее даже — сервере, где и хранятся (мало ли — вдруг хозяева потребуют из назад).

И вот тут-то начинается самое неприглядное. Видимо, человеческие воспоминания хранятся не в виде чего-то пассивного и инертного, а, по меньшей мере, постоянно обрабатываются, «просматриваются» компьютером, в котором находятся. И… Компьютер начинает ощущать себя личностью.

Но попробуйте представить сами — что это за личность? Личность, все воспоминания которой — сплошная боль и ужас, стыд и самоуничтожение?

Если проходить игру не задумываясь, просто рубя врагов направо и налево и решая головоломки, то этот момент просто пройдёт мимо, не вызвав особого отклика. Но если же задуматься…

Если же задуматься, то испытываемые чувства будут где-то в спектре от сочувствия до омерзения. Сочувствие — потому что ну не заслужило это создание таких страданий. Омерзение — потому что чего хорошего может родиться из сплошной боли и стыда?

Искусственная личность, возникшая таким образом из всего того, от чего люди пытались избавиться, испытывала одно-единственное по-настоящему сильное желание: убить себя, прервать своё болезненное существование. Но достичь этого она смогла лишь при внешней помощи, ибо была заключена в надёжно охраняемом и тщательно обслуживаемом сервере. И для того, чтобы «нужные люди» сделали с ней то, чего она хотела, ей пришлось пойти на серию афер и провокацию катастроф, стоивших жизни тысячам, если не десяткам или сотням тысяч, горожан. Невинных горожан. Хотя — невинных ли?

rm3

Ведь отказываясь от своей памяти, своего опыта, своего прошлого, человек теряет ценный опыт. Теряет то, что делает его собой — то есть, по сути, обманывает себя самого и отказывается от того, через что прошёл. Но если человек выкинул опыт прохождения боли из своей памяти, то насколько адекватно он сможет реагировать на опасности? Насколько он сможет бороться за себя и своих близких, если вдруг случится катастрофа и на другой стороне улицы замаячат страшные и агрессивные лепыри? В конце концов, насколько он сможет ценить любовь и радость, если вычеркнет из своей памяти злость, апатию и равнодушие?

Игры с памятью — это попытки обмануть реальность. Или, если угодно, Бога. Отказываясь от того, через что мы прошли, проклиная это и пытаясь это забыть, мы лишаем себя силы и как бы заявляем, что в этой реальности жить не готовы. Что ж… Кому-то везёт, и такое неприятие реальности оборачивается просто потребностью жить в другом месте, общаться с другими людьми — и когда это реализуется, всё налаживается, а предыдущий болезненный опыт воспринимается как «наставление на путь истинный». А кто-то, не в силах осознать обстоятельства, начинает жить в иллюзорном мире ограниченных его головой мечтаний — и такие люди Миру оказываются просто не интересны.
Помните, я упоминал, что умолчание про неуничтожимость памяти вскоре заставит нас провести параллели с нашей реальностью? Так вот: мы вполне можем разными ухищрениями притупить боль от неприятных воспоминаний. Как говорится, «загнать их в подсознание». Но сами воспоминания от этого никуда не денутся, и даже более того — они могут «переродиться» в масштабного монстра, манипулирующего нашими действиями помимо нашей воли.

И, кстати говоря, чем больше своей памяти мы вытесняем, блокируем — тем хуже работает память и интеллект в целом. В такой ситуации всяческая мнемотехника и упражнения на запоминание-вспоминание станут для вас всего лишь костылями, а не инструментами развития.

Что делать?

Быть честными с собой. Вспоминать и упорядочивать то, что было — проживая это «с видом из глаз», а не с видом со стороны (во втором случае придумывания намного, неоправданно больше, чем реального вспоминания). Подобрать себе техники проработки воспоминаний, снимающие болевые заряды.

Неспроста говорят, что выход находится там, куда идти страшно и больно.

Лучше всего (по скорости и эффективности) — обратиться к грамотному консультанту, который поможет вам и вскрыть заблокированные области памяти, и экологично прожить и усвоить всё то, что вы пытались вытеснить. Впрочем, решать это всё — вам самим.

Главное — помните.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *